menu

:: Классицизм

Московская область, г. Мытищи,
ул. Летная д.40 к.1 Медведково
+ 7 (495) 181-55-81 / С 10:00 до 20:00
Многоканальный (24/7)

Классицизм

Классицизм (сер. XVIII - XIX вв.)

Обдумать надо мысль и лишь потом писать.

Буало "Поэтическое искусство"

Он полон античной красоты, он утвердил греческий стиль,

в то время, как в Париже тех лет появлялись одни лишь химеры.

Ж. Ф. Блондель (о фасаде церкви Сен-Сюльпис

эксклюзивная мебель Можно и не любить классиков диалектического материализма, но зазубренный в советские времена гегельянский закон "отрицания отрицания" (развитие мира происходит по спирали, где каждый виток повторяет предыдущие, но на более высоком уровне) весьма нагляден.

Пресыщенность причудливыми формами рококо вскоре вызвала в печати призывы к искусству более трезвому и рациональному. И тут как нельзя кстати пришлась вновь воскресшая мода на всё античное. Буржуазные просветители воспевают Римскую республику, учёные-историки пишут обширные труды по античности, археологи раскапывают Помпеи и... пошло-поехало! Следовать канонам "a la grecque" ("греческого стиля") становится необходимым качеством всех "продвинутых" слоёв той эпохи. Так возник классицизм (от лат. сlassicus - образцовый) с его идеями о строгих ясных логичных формах и разумной закономерности мироздания.

Классицизм именуют "стилем Людовика XVI", и ему довелось стать последним "королевским стилем", когда влияние двора распространялось на все области искусства вплоть до стиля дворцовой мебели. Немалую роль в распространении нового стиля сыграла всесильная фаворитка короля - мадам Помпадур, в честь которой были названы даже некоторые классические типы мебели.

элитная мебель В середине 60-х годов XVIII в. убранство помещений стало простым и строгим. Яркий пример - интерьеры покоев Людовика XVI в Версале. Если в эпоху рококо даже большое помещение должно было производить впечатление будуара, то здесь декораторы стремились к обратному эффекту - они создавали иллюзию большого, масштабного пространства независимо от реальных размеров комнат. Вместо прихотливых по форме часов и подсвечников, сложной по рисунку лепнины появились беломраморные медальоны с античными профилями, строгие пилястры и полуколонны. Предметов классической дворцовой мебели здесь немного, но все они устойчивы и просты. Капризные и пластичные формы рококо постепенно "успокаиваются": линии выпрямляются, начинает господствовать ясность и гармоничность пропорций, равновесие частей. Декор сводится к самому необходимому.

Изменение принципа построения лучше всего обнаружить на примере мебельных ножек. Если в мебели рококо гнутые ножки непосредственно "перетекали" из корпуса предмета, то в классицизме снова подчёркивается их функция опорных конструкций. Они выпрямляются и уподобляются суживающимся к низу колоннам.

В дворцовой мебели классицизма уже нет той слитности деталей в единую массу, здесь вновь подчёркивается конструктивный принцип. Этому принципу следует и декор, линии которого послушно повторяют очертания предмета.

Мягкие элементы стульев и кресел обиваются тканями с цветочным орнаментом. В декоре преобладают античные мотивы: меандры, нити жемчужин, цветочные или лавровые гирлянды, розетки, фестоны. Нередко употребляются цветные лаки (белый, зелёный) в сочетании с лёгкой позолотой отдельных деталей.

элитная мебель К прежним типам дворцовой мебели в этот период не прибавляется новых типов. Одним из важнейших предметов обстановки был секретер с приподнятым на высокие ножки кубическим корпусом. Много шедевров и среди комодов, исполненных в новом стиле (иногда они надстраивались полками).

В завершение нельзя не упомянуть об английском классицизме, который был, не столь суров, как во Франции. Здесь законодателем классицистического вкуса стал Роберт Адам (1728-1792). Побывав в Италии, он вернулся страстным поклонником античности и создал множество усадебных домов, к которым сам же проектировал мебель. Один из наиболее известных его дворцовых интерьеров - приёмная в доме Сайон-хаус, украшенная колоннами из голубого мрамора и скульптурами наверху. Стволы этих колонн подлинные античные (найденные на дне реки Тибр в Риме!), но они здесь не поддерживают потолок, а просто приставлены к стене, придавая комнате величественный, дворцовый вид.

Популяризация Адамом "античного стиля" также вытеснила из английской мебели формы рококо, ассоциировавшиеся с деятельностью Чиппендейла. Особенно часто Адам сотрудничал с фирмой "Шератон", основанной Томасом Шератоном (расцвет пришёлся на 1790-1804гг). Её мебель отличалось благородной простотой форм и матовой поверхностью дерева. Популярными были спинки кресел в форме античной лиры или щита с орнаментом. С творчеством Адама связано обогащение классической мебели новыми элементами, переход на светлые породы дерева, в декоре - оперирование инкрустацией, росписью, лепными узорами. Кроме Адама и Шератона в развитии английской классицистической мебели большую роль сыграл Георг Хэплуайт (расцвет деятельности - 1775-1786). Его изделия характеризуются красотой форм, элегантностью, лёгкостью; отдельные детали (ножки, подлокотники) сохраняют лёгкий изгиб, что указывает на связь с предыдущем стилем Чиппендейла. Спинки, напоминающие формой щит, выполняются либо ажурными, либо мягкими.

эксклюзивная мебельдворцовая мебельВ Германии стиль рококо пустил столь глубокие корни, что в отдельных областях он продолжал цвести еще в XIX веке. В самой Франции рококо относительно долго - до начала XIX века - продержалось лишь в ряде провинций, в частности - в Нормандии. Во Франции классицизм (стиль Людовика XVI), раз возникнув, очень быстро становится господствующим стилем, тогда как в немецком прикладном искусстве новые, более строгие и холодные формы прививались лишь с большим трудом.

Сложившейся, в конце концов, в Германии и Австрии разновидности классицизма именуются стилем цопф. Ему присущи простые, даже упрощенные формы, не идущие ни в какое сравнение с изысканными, рафинированными формами французского классицизма.

Немецкая классицистическая дворцовая мебель проникнута духом пуританства, вместе с тем в ее формах прочно удерживаются такие типично барочные элементы, как изогнутые карнизы, срезанные углы.

Вернуться в предыдущий раздел...