Какое отражение находит барокко в итальянской мебели
Логическим продолжением позднего Ренессанса стало барокко. Сейчас довольно сложно с точностью назвать время перехода одного периода в другой, поскольку они перетекают друг в друга совершенно незаметно. И только начиная со второй половины семнадцатого века, в пору высшего расцвета барокко, полностью обнаруживаются его основные признаки.
Для позднего ренессанса характерна добротная выделка мебели. Кровати кроме того, сохраняют форму открытого, на колоннах балдахина, украшенного короткими ламбрекенами или занавесками. Готовая элитная итальянская мебель стоила все дороже, поскольку для ее изготовления использовались дорогостоящие материалы, комбинировались традиционные и экзотические сорта древесины, поверхность мебели украшалась сложными деталями, подвергалась травлению и окрашиванию.
Один из смысла барокко заключается в отказе от динамичного, рационального строя ренессанса. При конструировании мебели, от детализированных частностей в форме и декоре, затем переходят к крупным линиям. Элитная итальянская мебель покрывается несколькими слоями лака, полировка отражает свет, детали из дерева щедро инкрустируются слоновой костью, металлом, черепахой, полудрагоценными и драгоценными камнями. Постепенно у мебели появляется волнистые очертания, благодаря профилированным и выступающим профилям. Опоры элитной мебели вытачиваются в форме волют, широко используется ормушль – орнамент, изобретенный живописцами, а так же, в качестве украшений используются завитки широколиственного аканта.
В то время итальянцы демонстрировали Европе новые, расточительные формы элитной итальянской мебели. Динамизмом новых конструкций восхищались во всех европейских странах, активно подражая и воспроизводя итальянские образцы. Однако такие страны, как Голландия, некоторые области Англии и Франция в это же время создавали собственные образцы мебели для подражания. Особенно это касалось Франции, в которой в то время отмечалось усиление центральной власти короля. Принцип классической сдержанности, одновременно при дворе, сочетался с концентрацией всех начинаний и художественных устремлений, что выражается в обретении французами своей формы выражения, независимой от итальянской мебели и производителей мебели в других странах. Постепенно это привело к тому, что французский двор надолго занял ведущие позиции в утверждении мебельной моды в Европе. Художники и ремесленники при дворе короля Людовика, создавали уникальные образцы мебели, на которые ориентировались мебельщики всех стран. При этом французы демонстрировали совершенно иной подход к созданию мебели, отличный от подхода к производству элитной мебели в Италии, одновременно, также рассматривая и создание мебели, и будущее размещение ее в том или ином помещении. По сути, французские мастера изготавливали мебели под определенный интерьер, решая общие проблемы дизайна и рассматривая пространственные задачи – то есть, именно то, чего не было даже в элитной итальянской мебели. Одно из главных, они обосновали принципиально новый, комплексный подход к конструированию и размещению мебели, учитывающий все нюансы материалов изготовления мебели и планировки помещения, обусловив возникновение современного, дизайнерского подхода к оформлению помещения для жилья, в котором и на сегодняшний день, как и прежде, итальянская мебель занимает самое почетное место.