:: Ренессанс

Московская область, г. Мытищи,
ул. Летная д.40 к.1 Медведково
+ 7 (495) 181-55-81 / С 10:00 до 20:00
Многоканальный (24/7)

Ренессанс

Ренессанс, или Возрождение (XIV-XVI вв.)

Развалины стен Рима заслуживают почитания, и земля,

на которой стоит город, священнее, чем думают люди.

Данте Алигьери.

классическая мебельПериод Возрождения в искусстве закономерно начинается в Италии - самом экономически развитом на тот момент регионе Европы. Именно в торговых самоуправляющихся городах-государствах Италии возникают зачатки капиталистических отношений. Ремесленник работает уже не на потребителя, а на рынок. Правда труд его базируется всё ещё на ручном, а не машинном труде.

Искусство начинает принимать всё более светский и свободный характер. Наравне с Богом-Творцом на сцену выходит образ человека-творца (гуманизм), наравне с верой всё большее значение приобретает знание, основанное на опыте (наука). Распространяется предварительное проектирование предметов: прежде чем воплотиться в материале, они зарождаются на бумаге.

Виднейшие деятели искусства начинают заново открывать для себя мир античных форм - его гармонию и соразмерность.

Главные заказчики этого времени - правители итальянских городов-республик и богатые горожане - поручают архитекторам решение новых, светских задач. Формальный язык античного искусства поставлен на службу идеалам новой эпохи. В противопоставление устремлённым ввысь линиям готики, архитектуре и, вслед за ней мебели возвращают спокойные горизонтальные членения.

Дворцовые интерьеры поражают монументальностью пространственных эффектов, великолепием мраморных лестниц, богатством декоративного убранства. На юге Италии жилые помещения обычно очень просторные и очень "каменные": пол, стены и даже дверные рамы облицованы мрамором, деревом обшивался лишь потолок. Простое дощатое покрытие стен сменяется сложно решёнными деревянными покрытиями с колоннами, пилястрами и резными филенками.

Облик городского дома эпохи Возрождения знаком нам "изнутри", и в первую очередь благодаря живописцам. Богатый горожанин считал едва ли не обязательным заказать свой портрет, нередко - в интерьере собственного дома. Да и сами живописцы, особенно мастера нидерландской школы, любили сюжеты в интерьере жилых помещений.

Дворцовые интерьеры богатого дома в эпоху Возрождения имели несколько четко отделенные друг от друга зоны. Это хозяйские покои (спальня, кабинет главы семьи), комнаты, где принимали гостей, столовая и отдельная кухня. Зоны внутри пространства жилого дома начали выделять еще в XII-XIII вв., в эпоху Высокого Средневековья, но лишь в эпоху Возрождения человек наконец-то получил возможность уединиться в собственном жилище.

классическая мебельОтделение кухни от прочих зон стало первым шагом на пути дробления внутреннего пространства дома. Вся грязь, гарь, запахи пищи не должны были проникать на жилую половину и мешать хозяевам. Художники Возрождения любили кухню - трудно не прийти к такому выводу, глядя на полотна нидерландских живописцев конца XVI - начала XVII вв. Судя по размерам кухонь, где на столах лежат всевозможные натюрморты, а за столами или возле очага и возится хозяйка или кухарка с помощниками, жильцы дома тоже любили кухню. Кухонная зала в городском доме XV-XVI вв. - это обширное пространство, почти наполовину занятое громадной печью-плитой. В центре кухни или у стены - стол, на котором чистят птицу и рыбу, разделывают мясо, режут овощи. Прокопченные потолочные балки в кухне увешаны связками различных трав, окороками, колбасами. Вся мясная снедь, развешанная про запас, постоянно коптилась в кухонном дыму и потому не портилась долгое время.

Жилые комнаты отличались строгим, если не сказать скромным убранством. В южных городах окна закрывали ставнями и жалюзи - от солнца и от воров. В северных странах ставни оберегали главным образом от проникновения воров, а от солнца хозяева вешали тяжелые занавеси темных тонов. От грабителей окна в городских домах находились на уровне не ниже второго этажа.

В спальне, как правило, стояла двуспальная кровать под балдахином. Это была та часть дома, куда имели право входить лишь хозяева, святая святых домашнего очага.

Кроме спальни, к "закрытым" помещениям относился кабинет хозяина дома, где он вел все дела, встречался с гостями и клиентами, где держал бумаги и деньги. Богатый купец в своем кабинете - типичный сюжет для портрета той эпохи. Кабинет свидетельствовал о процветании, непоколебимости финансового положения его владельца. Темные тона, неяркое освещение, выделяющее лишь стол и кресло хозяина - вот интерьер рабочего кабинета зажиточного горожанина.

Все в таком доме должно было свидетельствовать о том, что хозяин его - человек серьезный и основательный, блюдущий правила христианского благочестия, не гонящийся за внешней мишурой, но не экономящий на признаках подлинного богатства. Дом горожанина был его крепостью, за стенами которой он мог укрыться от житейских бурь.

Дома же знати в эпоху Возрождения, особенно в XV- XVI вв., отличались пышностью и великолепием. Это, собственно, были и не дома, а настоящие дворцы. Строились они, как правило, не в черте города, а в окрестностях - поближе к природе, подальше от вечной городской вони и грязи. Богачи - выходцы из третьего сословия, тоже стремились обзавестись домом на природе. Особенно загородные виллы любила итальянская знать.

Знаменитая вилла Медичи под Флоренцией посрамляла своим великолепием многие дворцы знати. Распространение гуманистической культуры породило среди европейской знати моду на собирание античного искусства. Виллы богачей украшали чудом уцелевшие античные статуи, фрагменты мозаик и мраморных рельефов, снятых с фасадов древних строений. Мраморные полы, широкие стрельчатые окна, просторные лестницы, внутренние дворы с галереями, беседки создавали впечатление роскоши и простора, особенно по контрасту с городами, где вечно не хватало пространства.

Тяготевшая к стенам, мебель предыдущих эпох начинает постепенно сменятся на более лёгкую и подвижную. Ренессансная мебель превосходит средневековую не только количеством и разнообразием, но и большей индивидуальностью решений отдельных предметов.

Намечается стремление к уравновешенным пропорциям в рамках строго линейных композиций. Экспрессивным вертикалям готики противопоставляются спокойные горизонтальные членения.

Мебель Ренессанса решается, как архитектурное сооружение с колонками, карнизами, фронтонами. Составленную из архитектурных фрагментов мебель, в которой каждая часть является самостоятельной независимой формой, называют архитектонической.

элитная мебельОрнамент также отталкивается от античных образцов, но становиться более утончённым. Декорируется, как правило, всё, но при этом соблюдается мера и подчинённость главной форме. Благо, что правильное геометрическое членение оставляло для украшений довольно обширные поля.

Цвет ренессансной мебели сдержанный; мастера стремятся обыграть естественный цвет и текстуру древесины. А знаменательное изобретение станка для производства фанеры позволило широко использовать интарсию - плоскостной деревянный орнамент. Мебель для сиденья становится более разнообразной. "Стул Строцци" на трёх ножках, складной стул на мотив древнеримского курульного кресла - простой стул на четырёх ножках и развившийся из него вид кресла, обитого кожей, возродивший мягкую мебель. Из итальянского сундука – кессоне развивается предок дивана касса - панка, ларь-скамья со спинкой и локотниками - эдакое почётное место для почётных гостей. Посудные шкафы, уже довольно широко распространённые, также всё ещё напоминают сундук своей приземистостью и массивностью.

Столы в основном двух типов. Первый - прямоугольный с толстой столешницей и двумя-четырьмя опорами, похожий на древнеримские мраморные столы. Второй - одноопорный со столешницами круглой, шести- или восьмиугольной формы. Не стоит забывать, что все эти "прогрессивные" формы мебели встречались лишь у достаточно богатых горожан. Люд победнее пользовался всё той же доской, положенной на козлы.

Кровати оставались же такими высокими, с приступкой и балдахином или задёргивающимися занавесками, с высоко поднятым изголовьем.

Классический характер оформления итальянской мебели с каждым столетием меняется. В 14 в. (треченто) предметы украшаются яркой росписью и позолотой.

В 15 в. (кватроченто) широко распространяется орнаментально-архитектурное оформление, часто украшаемое эффектной чертозианской мозаикой. В 16 в. (чинквеченто) господствует резьба по дереву.

классическая мебель Признанными центрами мебельного производства становятся такие итальянские города, как Тоскана, Венеция Болонья и др.

Во Франции, Англии и Германии Возрождение начинается только в конце 16 в. В этих странах ещё долго не могут отказаться от готических форм (особенно в Германии), и итальянское влияние проявляется больше в орнаменте. Например, немецкая ренессансная мебель более живописна и не так связана с античными образцами, как итальянская мебель. Для Фламандской и Голландской ренессансной мебели стоит отметить прежде всего простоту и удобство.

Стоит отметить появление новой, долгое время традиционно английской формы стола - "стола-бабочки" ("butterfly-table") с опускающимися полами и раздвижными ножками (предок, такого знакомого нам, раздвижного стола). Типично же испанской мебелью можно считать кабинет, обработанный лаком и ажурными накладками. Поднятый на ножки в виде колонн он имел либо дверцы, либо откидную доску, за которой скрывались маленькие выдвижные ящички. Излюбленным испанским орнаментом, доставшимся в наследство от мавров, является арабеска.

С эпохи Возрождения по сути дела и начинаются знакомые нам основные виды европейской мебели. Если предыдущие стили органично развивались друг из друга, то ренессанс, перешагнув через тысячелетия, произвольно избрал отправной точкой наследие античности.

Вернуться в предыдущий раздел...