:: Бидермейер

Московская область, г. Мытищи,
ул. Летная д.40 к.1 Медведково
+ 7 (495) 181-55-81 / С 10:00 до 20:00
Многоканальный (24/7)

Бидермейер


Бидермейер (первая половина XIX в.)

эксклюзивная мебель Эпоха начала XIX в. - это эпоха ранней буржуазии, эпоха скромного вещного мира с лёгким налётом сентиментальности. Более поздняя высокомерная эпоха дала этому стилю насмешливое прозвище "бидермейер" (т. е. "бравый господин Мейер" - синоним мещанства, введённый в обиход поэтом Эйхордтом). В стиле проявилось стремление буржуазии к спокойной упорядоченной жизни.

В последний раз наблюдается такое единство между духовным и предметным миром человека. И впервые стиль не был прочно привязан к "старшей сестре" архитектуре, будучи, прежде всего стилем классического интерьера. Холодный аристократизм ампира перерабатывается в духе интимности и домашнего уюта. Бидермейер - хороший пример, как определённая эпоха при помощи относительно скромных средств решает проблему гармоничного интерьера.

Именно тогда в буржуазных домах возникает понятие "чистой комнаты" - представительной комнаты для приёма гостей (этакое подражание светским салонам). Естественно, что она обставлялась с особой заботой. От ампира бидермейер унаследовал основные принципы построения и лаконизм. Теперь главный упор делается на практичность, дешевизну и целесообразность. А критериями полезности служат прочность, удобство и доброкачественность. Стиль бидермейер унаследовал от ампира и панорамные обои, и пейзажи на предметах. Однако в целом иллюзорный мир был разрушен: теперь мебель и зеркала размещали так, чтобы в комнатах было уютно, а не добивались художественного, дворцового эффекта. Постепенно комнаты заполнились мягкими диванами и пуфами, были разгорожены мебелью и ширмами. Благодаря множеству безделушек они всё больше походили на тесную шкатулку.

эксклюзивная мебель Мебель бидермейера вновь приобретает естественные формы и плавные линии. Она уже не предмет украшения, а добрый услужливый друг. Иногда она грубовата и неуклюжа по форме, но зато отличается выдержанными пропорциями, красивому цвету дерева и удачно подобранными расцветками и рисунками обивок. Никогда ещё естественная красота дерева не использовалась в такой мере. Мастера по-прежнему отделывали парадную мебель красным деревом, но в то же время широко использовали ясень, вишню, берёзу, грушу, клён. Недаром период бидермейера называли "эпохой светлого дерева".

У буржуазии, победившей во Французской революции, был свой образ жизни. В парадных помещениях появилась мебель, ранее уместная только в кладовых или в комнатах людей среднего достатка, - шкафы, обеденные столы. Очень мало осталось вещей узкого, специального назначения. Впрочем, это не касается столов. Люди в это время много и охотно пишут, отсюда повышенный спрос на письменные столы. Кроме письменных столов и обеденных появляются читальные, курительные, рабочие, цветочные и игральные столы.

Исчезла распространённая в XVIII в. мебель, состоявшая из многих частей, которые можно было сочетать или использовать по отдельности. Исчезли совсем недавно широко распространённые балдахины для кроватей.

Мебель для сиденья кроме диванов представлена стульями и креслами двух типов: одни - лёгкие, удобные и элегантные, вторые - исполненные в соответствии с мещанскими представлениями об уюте. Обстановку жилища дополняют витрины, этажерки, угловые шкафчики, трюмо и непременные, модные в то время, небольшие клавесины (спинеты).

классическая мебель В оформлении мебели преобладали английские, классические традиции XVIII в.: изящные округлые очертания, простота и лёгкость. Самым популярным был секретер с выдвижными ящичками, украшенный живописью и цветной фанеровкой (разноцветными кусочками дерева геометрической формы). Появились гарнитуры из широких диванов и соф, дополненные стульями и столами. Для обивки сидений и спинок кресел вместо принятого в эпоху ампира шёлка применяли более простые ткани, например, ситец с цветочным рисунком, или однотонный или в полоску репс. В качестве настилочного элемента использовали конский волос. Ведущими центрами классического мебельного искусства были Лондон, Берлин и Вена.

Широко применялась техника фанерования. Иногда фанеровались даже стройные ножки и локотники кресел, стульев, диванов. В это пуританское время даже такие украшения казались ненужной роскошью и излишеством. Например, английский писатель А. Штифтер в одном из произведений язвительно пишет: "...все столы имеют простые сосновые ножки, щеголяющие, однако, в штанах из орехового и красного дерева".

Около 1830 г. немецкий мастер Михель Тонет открыл новый метод производства мебели: он научился формовать многослойную фанеру и гнуть длинные деревянные брусья в водяном пару или кипятке (подробнее об истории гнутой мебели см. специальный раздел).

Просто и безыскусно изготовленная, элегантная мебель стала уже типичным массовым промышленным изделием.

Однако, вместе с ростом дохода у буржуазии росли и запросы. И вскоре уже потомки нарекли непритязательный стиль своих отцов насмешливым словечком "бидермейер".

Вернуться в предыдущий раздел...