:: Муранское стекло

Московская область, г. Мытищи,
ул. Летная д.40 к.1 Медведково
+ 7 (495) 181-55-81 / С 10:00 до 20:00
Многоканальный (24/7)

Муранское стекло

 Уже почти 1000 лет прошло с тех пор, как венецианские стеклоделы явили миру первые свои творения.. Те грубоватые "архаичные" предметы и отдаленно не напоминали еще будущие эталонные образцы, но именно с них началась впечатляющая эволюция муранского, или как его еще называют, венецианского стекла. За долгие десять веков стеклоделие Венеции пережило и громкую славу, и темное забвение, и новый грандиозный расцвет.
  Сегодня прозрачные шедевры, прекрасные и хрупкие, как сама Венеция, считаются таким же неотъемлемым символом города, как яркие гондолы, узкие улицы - каналы и бесчисленные мостики через них. 
  Сначала все мастерские находились на территории Венеции. Но в 1291 году Большой Совет постановил вынести стеклоплавильные горны за черту города: "per motivi da sanita", как значилось в декрете, а скорее всего из - за высокой пожарной опасности. И действительно, в последнем десятилетии XIII века все стеклянные заводы "прописались" на маленьком острове Мурано, в двух километрах к северо - востоку от Венеции. С тех пор венецианское стеклоделие неразрывно связано с этим обособленным участком суши, а стекло носит наименование  муранского.
  В XV веке муранское  стекло  очень высоко ценилось во всей Европе. Венецианские правители v дожи подносили изделия Мурано в качестве драгоценных подарков важным персонам, посещавшим город. В XVI столетии слава муранского  стекла становится поистине мировой. Его приобретают повсюду как предмет роскоши. Творения муранских  мастеров достигают невероятной тонкости. В буквальном смысле слова. Сосуды смущают своей невесомостью, стеклянная масса поражает феноменальной чистотой и прозрачностью. Трагическая страница истории Мурано - оккупация острова в 1797 году французскими революционными войсками и уничтожение в 1806-м всех цехов и корпораций во имя свободы, равенства и братства.
  Своим возрождением в середине XIX века венецианская стеклянная промышленность обязана адвокату из Виченцы Антонио Сальвиати горячему патриоту и великому дельцу. При финансовой поддержке двух англичан, больших поклонников венецианской старины, Сальвиати основал завод в Мурано и возобновил производство великолепных стеклянных изделий, "подражавших" великим образцам прошлого. К счастью, большая часть старинных технологий осталась сохраненной  муранскими   династиями. Это было возвращение к былой славе.
  С тех самых пор интерес к венецианскому  стеклу  ничуть не ослабевает. В мире немало коллекционеров, регулярно пополняющих свои собрания, в том числе на представительных европейских аукционах. Вещи с авторским клеймом Мурано не то что не выходят из моды, но только прибавляют с годами в цене. Ряд обстоятельств делает их вожделенными для знатоков изящного, ведь эти предметы из тех, что неизменно создают атмосферу праздника.
  Сегодня высокое ремесло муранских стеклоделов получило развитие в предметном дизайне. Это закономерно и объяснимо.  Муранское стекло  одинаково органично и выразительно в традиционных предметах столового обихода, в авангардных дизайнерских творениях, в чувственных образцах мелкой пластики. Безграничные пластические, цветовые, технологические и фактурные возможности  муранского  стекла , помноженные на традиции династий, а некоторым из них, таким как например SEGUSO, BARBINI, MORETTI, исполнилось по 600 - 700 лет, некая "генная память", дающая новым поколениям мастеров чувство вкуса и желание творить, и конечно секреты мастерства - а они действительно есть и сегодня - делают  муранское стекло несравнимым ни с одним  стеклом  мира. Порой кажется, что фантазия муранских мастеров неисчерпаема, а их мастерству подвластна любая, самая смелая авторская идея.
  В наши дни, как и много лет назад, изготовление муранских  шедевров - от посуды до зеркал - осуществляется все теми же старинными способами, вручную от начала до конца. Возможно, потому так притягательны, так эмоциональны творения муранских  художников, что в каждом предмете - след живого человеческого дыхания, а в каждом пузырьке - воздух эпохи.
  Дизайнеры с мировыми именами, приезжая на Мурано, стремятся воплотить свои идеи в стекле, в   столь модном сегодня материале с одной стороны и столь сложном для работы с ним с другой. Мастерство  муранских  стеклоделов наделяет их произведения высочайшей художественной ценностью и столь же высокой стоимостью.
  После долгого отсутствия - со времен Екатерины Великой, когда оно было очень популярно в России, -   муранское стекло   возвращается. Подчас, правда, понятие ( <муранское стекло> ) искажено, и знакомство с ним происходит на уровне, далеком от искусства, все же дверные ручки, карнизы, плафоны и пр. из < муранского стекла > в не более чем ловкий коммерческий ход. Понятие  муранское стекло  включает в себя нечто большее, чем " стекло , сделанное на Мурано".  Муранское стекло  это предмет искусства, предмет философский, сродни картине или музыке. В каждом таком произведении заключены не только талант и мастерство мастера, но и высокая идея, философия, стиль.
  Конечно, как и около всякого искусства, вокруг муранского стекла существует море "ширпотреба", а часто и вовсе не вполне умелой имитации или копирования. Видимо и поэтому при всей доступности для туристов Мурано остается загадочным островом, и все, что сопровождает производство старейших и известнейших марок  муранского стекла  окружено таинственной завесой муранские династии весьма дорожат своим именем и семейными секретами. По сути каждое их изделие v это произведение искусства. Изготавливаются они как правило на заказ, причем строго ограниченным тиражом или даже в единственным экземпляре, да и поставляются далеко не в каждый салон или галерею, будь они в Венеции, Москве или Нью - Йорке.

Вернуться в предыдущий раздел...