:: Классика

Московская область, г. Мытищи,
ул. Летная д.40 к.1 Медведково
+ 7 (495) 181-55-81 / С 10:00 до 20:00
Многоканальный (24/7)

Классика


Архитектура Возрождения означала новую стадию в развитии мировой архитектуры. Изменилась тематика в сторону увеличения масштабов гражданского, светского строительства. Иной характер приобретают культовые сооружения. Стремление зодчих XV - XVI веков вывести архитектуру на путь следования античным приемам и формам ограничилось воспроизведением в общем характере ордерных средств и связанных с ними декоративных элементов.



Преодолев в раннее время воздействие готического наследия, архитектура в зрелом периоде добивалась точного, академически верного построения пропорций и деталей в смысле наибольшего соответствия их античным образцам. Если в раннем периоде играло огромную роль декоративно-орнаментальное убранство, то в последующее время оно в значительной мере сокращается в масштабах.



Архитектура Возрождения не была одинаковой во всех районах Италии. Северная Италия и Венеция всегда отличались повышенной декоративностью оформления.

Каждая из европейских стран, подобно Италии, имела национальные черты архитектуры.
 
Одним из основных моментов в архитектуре Возрождения был отказ от каменной каркасной конструкции готики и переход на новую конструктивную систему, простую, экономичную, достаточно гибкую и во многом облегчавшую труд архитектора. Это была система сооружений с кирпичными стенами и сводами (коробовыми, крестовыми, сомкнутыми, парусными, сферическими, купольными), в которых отчасти применялось и дерево (балочные конструкции перекрытий этажей и стропила наклонных крыш). Кирпичные конструкции покрывались облицовкой - штукатурной или каменной, в том числе мраморной. Эта облицовка прикрывала основную конструкцию и использовалась в качестве внешнего слоя, приобретающего подчас самостоятельную декоративно-пластическую роль. Средства орнаментально-декоративного порядка были в значительной мере общими для всех стран. Новая система впервые проявилась в Италии, где традиции кирпичной техники не угасали, особенно в северной части страны, а затем уже позже распространились по всей Европе.

Внутренняя структура жилых и дворцовых сооружений эпохи Возрождения отличалась четкостью и простотой расположения помещений. В Италии XV века парадные и жилые комнаты имели прямоугольную в плане форму и располагались цепочкой вдоль основных фасадов. Этот же прием перешел и в следующее столетие. Помещения в нижних этажах и в больших залах перекрывались чаще сомкнутыми монастырскими сводами, иногда с раструбами, иногда с распалубками. Своды использовались и в некоторых парадных помещениях вышележащих этажей, где они в период высокого Возрождения иногда покрывались росписями.
 
В ранний период в дворцовых и жилых зданиях во вторых и третьих этажах, как правило, делились деревянные подшивные потолки, выявлявшие форму балок или обрабатывавшиеся мотивом кессонов. В парадных помещениях общественных зданий потолки иногда имели обработку из гипса с включением орнамента (палаццо Веккио во Флоренции).
 
Стены чаще всего имели внизу высокую - обычно дубовую филенчатую панель, выше по отштукатуренной поверхности производилась окраска, в парадных помещениях - фресковые росписи, в отдельных случаях сюжетно-тематические или орнаментальные с использованием растительных мотивов. Распространены были и тканые ковры-шпалеры, которые навешивали на стены. Они содержали сюжетные композиции с орнаментальным обрамлением, включавшим подчас отлично нарисованные эмблематические и геральдические мотивы.



В обработку верхней части стен нередко вводился характерный для раннего итальянского Возрождения мотив аркады на колонках или антаблемент с лепным фризом.

Обращалось особое внимание на обрамление дверей, которые оформлялись в парадных комнатах наличниками и завершались лучковыми или треугольными фронтончиками. В ранний период, в XV веке, последние делались повышенных очертаний, они окаймлялись криволинейной тягой, в тимпане помещалась рельефная композиция или очень типичный для этого времени мотив раковины. По углам фронтончика и в верхней его точке вводились акротерии в виде пальметт. Характерным элементом комнат и в залах был камин с "шатровым" увенчанием.
 
Итальянская мебель первой половины XV века становиться более разнообразной по типам. В основном она расставлялась вдоль стен. Выделялся лишь центрально поставленный стол и в спальных помещениях кровать, которая ставилась, как правило, перпендикулярно стене. Едва ли не главным элементом мебельного убранства были сундуки - кассоны.
 
Профилировка во всех мебельных изделиях приобретает особое значение и черты совершенства. Рельефы покрываются позолотой. Появляется живопись, изображающая куртуазные сцены и виды городов. В конце XV века вместо резьбы вводится интарсия. Наряду с кассонами создаются пристенные скамьи с высокой, украшенной пилястрами спинкой. Фактически эти скамьи представляют собой в основе те же сундуки - под сиденьем у них находилось место для вещей. Характерны складные стулья со спинкой (курульные кресла). Среди столов особенно распространен был тип с двумя массивными опорами, соединенными перекладин ой.

В конце XIV века формируется окончательно тип двухъярусного шкафа с двойными филенчатыми дверцами. В его фасадной обработке использовались обычно пилястры и кронштейны. Такой шкаф возник из системы сундука-кассона. По существу он состоит из двух больших ларей, поставленных друг на друга.

Существенную роль в убранстве интерьера играла кровать - без балдахина, с четырьмя высокими резными угловыми столбиками или без них, но с двумя спинками, в изголовье и в "ногах". Часто встречается и другой тип кровати - с легким балдахином, поддерживаемым четырьмя тонкими резными стойками и задергивающимися занавесками. И в случае с балдахином, и без него в основании кровати всегда почти делался широкий цокольспользовавшийся как прикроватная скамья. Основной материал, из которого изготовлялась мебель, - темный орех. Полы покрывались плитками с геометрическим повторяющимся орнаментальным рисунком, подчас они имели простую шахматную разбивку.
  Мелкие предметы убранства - бытовые и декоративные - в интерьерах немногочисленны. В основном это были светильники, подсвечники - обычно медные или фаянсовые (майоликовые) вазы, в которых высаживались растения, помещавшиеся на окнах. Декоративные тарелки и блюда часто выставлялись на полках.
  В стенах делались архитектурно обработанные ниши для рельефных или объемных скульптурных изображений богоматери и святых. Эти ниши часто имели закрывающиеся створки.
 
Наряду с ранее используемым мотивом виноградной лозы применяются ионики, бусы меандр, киматий, плетенка, чешуя, ложки, лента, акантовый лист. Особое значение приобретает акант, широко используется также мотив раковины. В орнамент часто вплетаются изображения человеческих фигур, фантастических животных, птиц, плодов и цветов. Наиболее сложные и свободные орнаментальные сплетения наблюдаются в декоративных тканях XV века.
 
Эти орнаментальные мотивы применялись и на фасадах зданий. Композиции, составленные из них, покрывали обычно в виде цепочек поверхности пилястр и ордерных лопаток.
 
Развитие искусства итальянского интерьера XVI столетия шло в сторону большей сдержанности и "классицистичности" всех элементов, их формирующих. Постепенно уменьшается значение орнамента, он ограничивается обработкой деталей потолков, фризами в соответствующих частях ордерных построений. Сравнительно большую роль сохранят орнамент в художественном оформлении мебели. На формы мебели, как и на архитектуру, особенно сильное влияние оказывают найденные в этот период в Италии, в частности в Риме, подлинные памятники античной эпохи.
 
Повышенной декоративностью отличалась мебель Венеции и Северной Италии, как известно, склонных и в архитектурных формах к декоративности. Здесь использовались, в частности, геометрическая инкрустация из слоновой кости, интарсия из черного и светлого дерева.
  В целом в прикладном искусстве Италии конца XVI века, в том числе и мебели, в соответствии с общим развитием архитектуры, отмечается усиление тенденций, в дальнейшем приведших к формированию стиля барокко.

ГОТИКА

   В XI и XII вв. в результате развития способов обработки земли в Средней Европе возросли урожаи. В связи с этим часть сельского населения стала специализироваться на ремесленном производстве и в торговле, освободившись от влияния феодалов и создав самостоятельные коммуны. Так внутри феодального общества возник новый класс - городская буржуазия, чья власть основывалась на движимом имуществе, прежде всего на деньгах. Этот класс стал двигателем экономического и культурного прогресса.
  
В городах развернулось, возникнув в Северной Франции, широкое строительство. Новый архитектурный стиль получил название готики. Это название было предложено в XV в. итальянскими теоретиками искусства, выразившими таким образом свое отношение к казавшейся им варварской архитектуре Западной и Средней Европы. Характерная особенность готического стиля - стрельчатый свод, состоящий из двух пересекающихся друг с другом сегментных дуг. В результате своей вариабельности стрельчатый свод по многим позициям конструктивно превосходил полуциркульный свод. Массивная каменная кладка свода в раннем средневековье сменилась ажурными каменными конструкциями, чьи подчеркнуто вертикальные опоры и колонны переносят собранные в пучок статические нагрузки на фундаменты.
 
Средневековое население немецких деревень и городов, которых в XIV в. насчитывалось несколько тысяч, было глубоко религиозным, поэтому основное предпочтение отдавалось строительству культовых зданий. В то время, как орден цистерианцев поддерживал традицию строительства монастырей в деревнях (например, в Хорине, Доберане и Одентале близ Кельна), в городском строительстве соперничали епископы, горожане и так называемые нищенствующие ордены. Число башен в монастырях, правда, уменьшилось, правила ордена вообще запрещали монастырям строить башни, однако высота и размеры нефов соборов превосходили все известные сооружения романского периода.
 
До начала XIV в. преобладала форма базилики. Со временем, особенно в городах, наиболее распространенной стала зальная форма, равновеликие нефы которой сливались внутри в единое пространство. Наряду с церковными мистериями в огромных культовых помещениях проводились и народные празднества, городские собрания, театральные представления, в них велась торговля.
 
Развитие городов привело к возникновению новых типов сооружений. На рыночной площади появились здания ратуши, цехов и гильдий, требовались здания для торговли мясом и мануфактурой, склады и торговые дома. Возводились арсеналы, строительные дворы, школы и больницы. Но прежде всего горожане защищали себя и свое имущество от конкурирующих соседей и нападения феодалов, строя вокруг города стены и башни. Немецкий рыцарский орден строил мощные крепости для утверждения своего господства над населением завоеванных областей Северной и Восточной Европы.

Вернуться в предыдущий расдел...