:: Итальянская керамика: истоки и пути развития

Московская область, г. Мытищи,
ул. Летная д.40 к.1 Медведково
+ 7 (495) 181-55-81 / С 10:00 до 20:00
Многоканальный (24/7)

Итальянская керамика: истоки и пути развития

Отдельные виды керамики совершенствовались постепенно, и к ее древнейшему виду относится обыкновенное горшечное изделие. Со временем, эта бытовая керамика облагораживалась разными способами. Это гравировка, штампование, облицовка тонким слоем, цветной глазурью. Последний способ имеет прямое отношение к Италии и носит название «гафнеркерамика Ренессанса». Керамика формировалась изначально делалась от руки, пока не был изобретен гончарный круг. Это произошло в III тыс. до н.э., и позволило посуде иметь более тонкие стенки. Керамика была широко распространена в Древней Греции, в VII веке до н.э. И, в итоге, живопись на керамических вазах, это единственное, что вообще осталось от греческой живописи. Для греческих ваз использовалась тщательно отобранная глина, для росписи применялась глиноземная краска, которая становилась после обжига блестяще – черной. Огромное производство керамических изделий принадлежал островной цивилизации Крита и континентальным Микенам, в которых развился стиль будущего греческого искусства.

В 9 веке значительное развитие получила архитектурная керамика в виде изразцов и настенной плитки. На рубеже 13 века в Италии развивается производство облагороженной керамики, облицованной слоем непрозрачного глинозема с росписью или с процарапанным украшением, покрытым прозрачным слоем свинцовой глазури еще до обжига. Эта техника была завезена в Италию арабами еще в 14 веке и sgraffito широко используется и в наши дни. Главными элементами майолики украшается эксклюзивные образцы итальянской мебели, комоды, фасады шкафов.

Поначалу майолика экспортировалась в Италию через остров Мальорка, но уже в середине 15 века в Италии началось ее собственное производство. Именно в то время майолику начали использовать в отделке интерьеров. Эту технику применял Лука дела Робиа, флорентийский скульптор. В конце 15 века в Италии происходит формирование собственной художественной концепции, когда готический орнамент вытесняется элементами раннего Ренессанса – акантом, розетками, гранатовым узором, арабесками.

С 1500 по 1550 гг. майолика становится полноправной областью творчества и необходимым предметом роскоши в интерьерах патрициев. Плоская посуда все чаще играет роль ценного подарка и ею убирают итальянскую мебель, праздничные столы. Блюда и тарелки эффективно служат декоративным целям, как раньше, так и сейчас. Тщательная формовка позволяла получить более тонкие и изящные сосуды, улучшалось качество цветной, оловянной и бесцветной глазури. Совершенствовалась роспись и декор, о котором отзывались, как о «прекрасном стиле».

Развивается гротесковый орнамент, с симметрично расположенными группировками фигур людей и животных. Легкую орнаментику развивала Фаэнца. Это, преимущественно, растительные элементы – пальметты, побеги аканта, увенчанные дельфиньими туловищами или маскаронами. Таким орнаментом на сегодняшней день отделываются итальянские столы стулья, гостиные, выполненные в классическом стиле.