:: Барокко

Московская область, г. Мытищи,
ул. Летная д.40 к.1 Медведково
+ 7 (495) 181-55-81 / С 10:00 до 20:00
Многоканальный (24/7)

Барокко


Барокко (конец XVI - первая половина XVIIIвв.)

Каждый человек - это стиль.

Бюффон.

классическая мебельЭти слова известного французского учёного, как нельзя лучше характеризуют основные эстетические воззрения человека эпохи барокко. Впервые в истории искусства речь пошла о целом культурном движении, потому что стиль и образ жизни людей становятся взаимосвязанными.

Барокко - слово итальянское и в переводе синонимично слову "причудливый". Так назвали стиль его поздние противники - классицисты XVIII века, которым формы барокко напоминали странную вычурную раковину - результат игры "неразумной природы". История стиля неразрывно связана с эпохой абсолютизма, в частности со временем правления французского Людовика 14-го, "Короля-Солнце". Со временем это приводит к определенной униформизации многих сторон жизни, вплоть до одежды. Вошедшие в быт придворной аристократии пышные одежды и парики порождали неестественность поз и движений, вычурность манер. За парадной помпезностью форм во всем чувствуется нечто театральное.

Основные элементы барочного стиля, так же, как и ренессансного, восходят к античности; главное же, что отличает барокко, - это повышенная динамичность форм, беспокойный ритм кривых линий. Пышные, помпезные формы барокко находят широкое применение в первую очередь в культовом строительстве, в архитектуре и интерьере новых церквей и монастырей. Новый стиль особенно пришелся по вкусу иезуитам, не случайно барокко иногда так и называют: "стиль иезуитов". Вместо средневекового мистического благоговения церковь теперь стремится воздействовать на вновь завоеванную массу верующих средствами светского искусства, способными поразить воображение. Арсенал средств обширен; здесь и цвет, и эффекты освещения, и пафос красноречия, и музыка.

Новые социально-экономические отношения содействовали развитию крупных городов. Для удовлетворения жилищных нужд быстро растущего городского населения возводятся первые доходные дома. Архитекторы решают крупные градостроительные задачи и строят роскошные дворцы, шикарные дворцовые интерьеры, которых призваны символизировать власть абсолютного монарха (напр., Версаль). Виллы, дворцы включаются в грандиозные парковые ансамбли. Принцип регуляции распространяется и на естественные формы природы: деревья и кусты стригутся в виде правильных геометрических форм. Дворцовая мебель барокко для сильных мира сего служило средством самовосхваления перед критически настроенным, неспокойным народом. Отсюда и неизбежное тяготение ко всему чрезмерному, к слишком громким интонациям, к нагромождению форм, портящему впечатление.

эксклюзивная мебель Парадные интерьеры дворцов выдержаны в нормах ордерной архитектуры, но детали, как правило, более динамичны по рисунку и более дробны. Стены затянуты дорогими тканями, а потолки благодаря иллюзионистическим, перспективным эффектам покрывающих их росписей уводят взор в необъятные небесные просторы, с плавающими в них розовыми облаками и порхающими амурчиками. Весь этот праздничный декор, с венками, раковинами, головками купидонов и пр., повторяясь из зала в зал, славит власть и богатство.

Плавные геометрические линии Ренессанса сменяют динамичные овалы, спирали и другие более сложные и запутанные очертания. Спокойная гладь поверхности предметов нарушается выпуклостями и вогнутостями, линии изламываются, искривляются. Однако искривить, трудно поддающуюся гнутью, древесину не так уж просто.

Так по необходимости возникает интереснейший приём отделки мебели: деревянный мозаичный набор, когда для формирования изогнутых поверхностей склеивали кусочки фанеры. Шероховатости и неровности, неизбежно при этом возникающие, шлифовались и покрывались лаком. Отсюда - обилие в барочной мебели лаковой работы. Так из необходимости зародился интереснейший приём отделки мебели: техника деревянного набора с сопровождающей её лакировкой.

эксклюзивная мебель В эпоху мебели барокко архитектурные формы применяются без особой строгости и последовательности. Стремление к свободному формообразованию подчас ведёт к известному произволу, к пренебрежению спецификой материала. Результат: изогнутые, очень пластичные поверхности предметов, крученные колонны, богато профилированные карнизы и рамки. Мотивами резных и мозаичных декоративных композиций служат щиты, картуши, прихотливо вьющиеся стебли, раковины, венки, гирлянды, фестоны. Вместо дуба мебель теперь часто изготавливается из ореха, более пригодного для резьбы и полировки. В Италии мебель барокко особенно любят покрывать яркими росписями и лаком, вводят в декор позолоту и инкрустацию зеркальными пластинками. В каркасной мебели (стулья, кресла, диваны и пр.) прямолинейные очертания тоже изгибаются; мебель становится более лёгкой и уютной. Характерная новинка мебели барокко - гнутая ножка - на целое столетие войдёт в практику мебельщиков.

Мебель для сидения отличается скорее богатством декоративных решений, нежели разнообразием типов. Она всё чаще обивается дорогими декоративными тканями - глазетом, гобеленом и украшается бахромой. Она становится дворцовой мебелью.

В эту же эпоху впервые появляются так называемые "гарнитуры" или "комплекты", состоящие из нескольких гармонирующих друг с другом предметов обстановки. Появляется и один из важнейших предметов мебели XVIII в. - комод с выдвижными ящиками.

Наиболее богато убранным предметом мебели является кровать, которая приобретает форму некоего шатра из пышных занавесей и драпировок, почти полностью скрывающих деревянные элементы. Традиция устраивать парадные спальни с роскошными кроватями восходит к царствованию того же Людовика XIV. Пробуждение и отход ко сну Короля-Солнца сопровождались пышными церемониями, а королевская спальня превратилась из места отдыха в торжественный зал. Постепенно спальня стала играть и роль приёмной: гостей принимали или лёжа в кровати, или во время сложной процедуры одевания.

дворцовые интерьеры Крупнейшим мастером-мебельщиком эпохи мебели барокко был А. Ш. Буль (1642-1732). После смерти придворного столяра он в 1679 году возглавил мастерские в Лувре. С его именем связаны известные всему миру изделия мебели в "стиле Буль". Они фанерованы чёрным деревом и богато украшены бронзовыми накладками и маркетри, набранными пластинками черепахи, позолоченной меди, олова и т. д. Булю принадлежит также и слава создателя классического комода. Среди барочной мебели особенно хотелось бы выделить голландскую. При соблюдении всех особенностей стиля, голландских мастеров не покидает здоровое чувство реальности: их мебель целесообразна, нарядна, но никогда не перегружена элементами декора. Они стремятся оттенить естественную теплоту и красоту текстуры древесины.

Дворцовая мебель барокко и, плавно вытекающая из него, дворцовая мебель рококо до сих пор остались для массового сознания наиболее "роскошными" и представительными художественными стилями дворцовой мебели.

Вернуться в предыдущий раздел...